Женя (jenya444) wrote,
Женя
jenya444

Category:

Александр Рудин

Лет восемь назад мы с тётей попали на удивительный концерт в иерусалимском культурном центре, крошечный зал, человек тридцать народу. На сцене Илья Коновалов (скрипка), Ирина Беркович (фортепьяно) и Александр Рудин (виолончель). Исполняли два фортепьянных трио Шостаковича, какая-то потрясающая была атмосфера, сильное впечатление.




Из интервью

— Вы считаетесь главным у нас специалистом по Гайдну, которого толком у нас никто и не играет. Осилили его оратории «Времена года» и «Сотворение мира». В апреле будет опера «Лунный мир». Чем он сейчас вам интересен? И почему он неинтересен другим?

— Дело в том, что успеху сочинений каждого композитора отчасти способствуют обстоятельства его жизни. Например, если говорить о современниках Гайдна — Моцарте и Бетховене, то аномальность их характера и разные обстоятельства их жизни, связанные со скандальными даже или таинственными эпизодами, отчасти способствовали их популярности. Я не говорю, что они не являются гениями. Просто у Гайдна жизнь текла сравнительно ровно. И карьера его была очень простой, ничего такого особенного не происходило, он не боролся с классовым врагом, служил у князя Эстерхази. И ничто не способствовало возбуждению и поддержке околомузыкального интереса к его имени.

Это первое. И второе: его новаторство — оно скрытое. Оно безусловно есть. Его стиль на протяжении жизни удивительно менялся. Все-таки его первые сочинения практически барочные, а поздние — уже романтизм. Абсолютно другой оркестр, другая музыка. Например, в позднем Гайдне, в обеих ораториях, партитура совершенно необыкновенно выглядит. Это уже что-то такое даже позже Шуберта. Там очень изысканная инструментовка — я думаю, даже более изысканная, чем у Моцарта и у Бетховена. Но на слух, особенно если играть Гайдна не очень внятно (а это, к сожалению, часто случается), это не всегда слышно.

Это, знаете, как бывают разные города. Есть такие, которые сразу привлекают внимание — Венеция, Париж, Петербург. Где все сразу видно. Там даже и искать-то ничего не надо. А есть города, в которых нужно знать, где искать. Нужно в эти улочки уметь заходить, бродить по ним. Вот Гайдн — он скорее такой. И я очень люблю Гайдна.

И еще, кстати, меня привлекает какое-то такое здоровье этой музыки. Она может быть печальна, весела, изысканна. Но в целом я бы ее охарактеризовал как очень здоровую.

<...>

— На юбилейном концерте 22 ноября в Зале Чайковского вы с вашим оркестром играете подряд шесть виолончельных концертов, что само по себе довольно радикально.
— Ну, я думаю, что один раз в жизни могу такое себе позволить. Хотел сделать себе такой праздник. В каждом отделении есть пьесы, которые в России еще не исполнялись. В первом отделении — это концерт Вагензайля, хороший очень был композитор. И во втором отделении — две пьесы Сибелиуса.

P.S.
Две рецензии на юбилейный концерт - тут и тут.

P.P.S.
Видимо, в иерусалимском концерте участвовал не Рудин, а Демин. Нам татарам все равно - наступать бежать и отступать бежать.
Subscribe

  • Тонкости перевода (не для фейсбука)

    Тут фейсбук начал банить за плохие слова. Они банят как тех, кто говорит плохие слова, так и тех, кто говорит, какие плохие слова нельзя говорить. А…

  • Дачное

    Весь день моросит дождь, и ты лежишь на кровати и читаешь "Необыкновенные приключения экспедиции Барсака".

  • Старый пост о главном

    Живой журнал присылает мне по емейлу ссылки на мои же старые посты. Ну чтобы я лучше помнил своё творчество, перечитывал и восхищался. Сегодня пришёл…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

  • Тонкости перевода (не для фейсбука)

    Тут фейсбук начал банить за плохие слова. Они банят как тех, кто говорит плохие слова, так и тех, кто говорит, какие плохие слова нельзя говорить. А…

  • Дачное

    Весь день моросит дождь, и ты лежишь на кровати и читаешь "Необыкновенные приключения экспедиции Барсака".

  • Старый пост о главном

    Живой журнал присылает мне по емейлу ссылки на мои же старые посты. Ну чтобы я лучше помнил своё творчество, перечитывал и восхищался. Сегодня пришёл…