Женя (jenya444) wrote,
Женя
jenya444

Category:

Патриотически настроенный слушатель

По наводке из сообщества классической музыки, заметки почти столетней давности о летних концертах на вокзале в Сестрорецке. Идёт первая мировая война.

№ 30-31, 27 июля - 3 августа 1914го года

Концертная жизнь в наших летних музыкальных центрах совершенно замерла. В Павловске вечера приняли характер рядовых музыкальных собраний с крайне пестрой программой, в Сестрорецке же с отъездом В. И. Сук, видимо уже окончательно решили перейти к легкой музыке. Как будто серьезности момента не соответствует серьезное, подлинное искусство! Едва ли настоящий артист разделит эту точку зрения. Мы полагаем, что прекращение симфонических концертов в петербургских пригородах является решением слишком поспешным и необдуманным 1). Ведь создается впечатление, будто из-за обязательного отсутствия в программах немецких авторов нельзя вести серьезного дела. Но это неправда. Не забудем, что еще задолго до начала войны России с Германией, русское музыкальное творчество уже одержало победу над творчеством немецким. Русское искусство стоит сейчас - это вне спора - неизмеримо выше германского. Уже один Скрябин, гордость России, позволяет нам смотреть на современную Германию с сознанием своего превосходства. Если же припомнить недавний расцвет французского искусства в мире Равеля, Дебюсси, Роже-Дюкасса и замечаемое возрождение искусства английского (Эльгар), то невольно приходит к мысли, что в настоящую минуту патриотически настроенным слушателям как нельзя более кстати черпать свои духовные силы в эстетических переживаниях, доставляемых искусством великих союзных народов.

1) В виду призыва некоторых музыкантов из состава оркестров Павловска и Сестрорецка, можно было бы ставить в программы менее сложные произведения, тем более, что симфоническая литература чрезвычайно богата.

№ 21-22, 24-31 мая 1915го года

14 мая, в концертной программе Сестрорецкого курорта одним из последних номеров был поставлен венский вальс Штрауса. Как только раздались первые звуки вальса, в зале начались шиканье и свист. Оркестр продолжал играть, но публика настолько сильно реагировала на произведение Штрауса, что музыки стало почти не слышно за свистом, шиканьем и стуком слушателей. Смущенный капельмейстер положил палочку и ретировался с эстрады. Раздались крики: "Гимн, Гимн!" Оркестр исполнил под апплодисменты публики русский, французский и итальянский гимны. Прослушав их, публика спокойно разошлась, не дожидаясь окончания следующего номера.

№ 35-36, 30 августа - 6 сентября 1915го года

Симфонические вечера в Павловске и Сестрорецке кончились. Минувший летний сезон оказался весьма трудным для дирижеров обеих летних эстрад, т.к. они в виду военных событий отказались от основного симфонического репертуара - классических мастеров, а потому должны были ограничиться преимущественно русской музыкой, разнообразя свой репертуар, до известной степени, произведениями композиторов союзных и нейтральных государств.
Subscribe

  • Тонкости перевода (не для фейсбука)

    Тут фейсбук начал банить за плохие слова. Они банят как тех, кто говорит плохие слова, так и тех, кто говорит, какие плохие слова нельзя говорить. А…

  • Дачное

    Весь день моросит дождь, и ты лежишь на кровати и читаешь "Необыкновенные приключения экспедиции Барсака".

  • Старый пост о главном

    Живой журнал присылает мне по емейлу ссылки на мои же старые посты. Ну чтобы я лучше помнил своё творчество, перечитывал и восхищался. Сегодня пришёл…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments