Женя (jenya444) wrote,
Женя
jenya444

Category:

"Тоска" и "Норма"

Прочитал несколько рецензий на вчерашнюю трансляцию оперы "Тоска" от знатоков, и в целом я этими рецензиями недоволен. Они как-то не отражают тот факт, что это была сильнейшая за последняя время постановка, может быть, лучшая опера из показанных за последний год или два. Возможно это связано с тем, что знатоки неоднократно смотрели "Тоску" в разных версиях с различными режиссёрскими идеями, с разным составом певцов. И отмечают уже не сюжетные драматические моменты и сопутствующую музыку, а некие детали постановки, какие-то режиссёрские находки или просчёты. В этом плане хорош неподготовленный зритель, свежий как молодой редис и незатейливый как грабли. Примерно как ваш покорный слуга. Опера была необыкновенно хороша, друзья мои. Как в музыкальном плане, так и в театрально-драматическом. Во втором акте я вообще сидел вжавшись в кресло. В среду вечером в Америке будет повтор трансляции, тем, кто пропустил - советую сходить.

Ну а теперь некоторые подробности как про "Тоску" Пуччини, так и про "Норму" Беллини, которую мы смотрели живьём в Мет. опере неделю назад. Положение главных героев к третьему акту "Тоски" тяжёлое, но не безнадёжное. Итак, Рим, начало 19го века. Тенор - художник - приговорён к расстрелу за, скажем попроще, бонапартистские настроения (не повезло). Сопрано - актриса и певица, у которой с тенором большая взаимная любовь, умоляет баритона (начальник III отделения) о прощении. Этот баритон вообще редкий злодей, его изумительно сыграл Георгий Гагнидзе; зверски вращал глазами в лучших традициях грузинской школы.

tosca_zpsbc771c87



Итак, шеф полиции влюблён в актрису и давно её домогается; он предлагает сделку: расстрел будет фиктивным (отдаются соответствующие распоряжения), после этого сопрано с тенором смогут уехать из страны (подписываются бумаги), но взамен сопрано должна подарить ему ночь. Актрису всю трясёт, и, оставшись наедине с баритоном, она закалывает его ножом. Вслед за этим начинается третий акт, свидание сопрано и тенора, она вкратце обрисовывает ему ситуацию, говорит, чтобы он притворился и обязательно упал после холостых выстрелов, чтобы всё выглядело достоверно. Вслед за этим герои поют несколько счастливых лирических арий (а труп начальника III отделения, заметим, всё ещё лежит на несколько этажей выше).

- Не рановато ли? - подумал я. Вспомнился диалог между трактирщиком и хозяином (волшебником) в "Обыкновенном чуде": "Как ты смеешь <...> надеяться на хороший конец там, где уже нет, нет пути назад. Избаловался! Изнежился! Раскис тут под пальмами". Волшебника в опере нет, но дело его живёт, и чудо происходит не всегда. Расстрел оказался настоящим (шеф полиции был не так прост), а потом и героиня бросается с балкона вниз.

tosca2_zps3a26b413

В целом "Тоска" приятно контрастирует с постановкой оперы Беллини "Норма" (Мет. опера, осень 2013), где драматическая игра отсутствует как класс: певцы и певицы выходят на сцену и, временами разводя руками, поют (прекрасно, кстати говоря) свои арии. То есть, это как раз то, как я представлял себе оперу раньше. А сейчас создан уже другой жанр, и слова "оперный театр" наполнились реальным смыслом. На мой взгляд, сыграть неестественно и психологически недостоверно некую сцену много хуже, чем не взять верхнее до.

Кроме того, в "Норме" напряжёнка с декорациями; это неплохо видно во время поклонов (снято с четвёртого балкона).

100_9096_zpscbfa4352

Если в начале действия на сцене была каменюга (жертвенный камень в виде круга, на котором стояла жрица) и кусок разрушенной стены, то в середине второго акта сцена полностью опустела после того, как оттуда убрали диван. Единственный спец. эффект состоял в проецировании Луны на стену, но потом и Луна зашла. Кстати, диван играл существенную роль: там спали дети главной героини, и Норма мучительно решала зарезать их или нет. Либретто сообщает об этом так: "охваченная отчаянием Норма склонилась над колыбелью своих детей. Она задумала лишить их жизни. Но чувство материнской любви одерживает верх над ненавистью к их отцу". За что люблю оперы, - это за благородные чувства.

Несколько неожиданно в опере имеется определённый диссонанс между музыкой и действием (текстом). То есть, если следить за действием и вслушиваться (вчитываться) в слова, то временами возникает довольно комичный эффект. В самые трагические моменты звучит энергичная, порой даже бравурная и жизнерадостная музыка Беллини.

Музыка, правда, чудесная. В частности, там звучит ария "Каста Дива". Оказывается, под эту может быть самую знаменитую лирическую мелодию жрица обращается к богам и предсказывает падение власти римлян.

да покинут
миряне священный лес.
Когда злой и угрюмый Бог
Будет жаждать римский крови
Из храма друидов
Мой голос прогремит.


Subscribe

  • про волю к победе

    Начались четвертьфиналы Кубка мира по шахматам среди женщин. Самой острой партией тура была партия Александры Костенюк с Валентиной Гуниной.…

  • обнажил я бицепс ненароком

    В своё время utnapishti с nu57 обсуждали фразу "Схватилась баба Яга за меч, а меча то нет". На ту же тему - сейчас…

  • Тонкости перевода (не для фейсбука)

    Тут фейсбук начал банить за плохие слова. Они банят как тех, кто говорит плохие слова, так и тех, кто говорит, какие плохие слова нельзя говорить. А…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • про волю к победе

    Начались четвертьфиналы Кубка мира по шахматам среди женщин. Самой острой партией тура была партия Александры Костенюк с Валентиной Гуниной.…

  • обнажил я бицепс ненароком

    В своё время utnapishti с nu57 обсуждали фразу "Схватилась баба Яга за меч, а меча то нет". На ту же тему - сейчас…

  • Тонкости перевода (не для фейсбука)

    Тут фейсбук начал банить за плохие слова. Они банят как тех, кто говорит плохие слова, так и тех, кто говорит, какие плохие слова нельзя говорить. А…