Женя (jenya444) wrote,
Женя
jenya444

Categories:

Мечислав Вайнберг

http://newtimes.ru/stati/syuzhetyi/pered-zerkalom.html

26 февраля 1996 года в Москве умер Мечислав Вайнберг — один из самых ярких композиторов круга Шостаковича, автор нескольких опер и балетов, концертов, 17 струнных квартетов, 26 симфоний. Уже больше десяти лет его сочинения активно исполняют и записывают, а оперу «Пассажирка», не увидевшую свет при жизни автора, ставят во всем мире. Однако первые годы после смерти Вайнберга его музыка звучала очень мало: новых записей не делали, старых почти не переиздавали. Конечно, и тогда о Вайнберге не забывали: его музыка звучит в мультфильмах про Винни-Пуха и Бонифация, в кинолентах «Летят журавли», «Афоня» и десятках других. Но послушать его симфонии, квартеты и тем более оперы было практически негде.

Особенно это горько, если знать о трагической судьбе композитора. Родился в Варшаве, куда его родители уехали после кишиневского погрома 1903 года. В 1939 году, спасаясь уже от других погромщиков, Вайнберг бежал в СССР (имя Моисей, под которым он также известен, ему дал белорусский пограничник); родные остались в Польше и погибли. С 1948 года оказался под колпаком как зять Соломона Михоэлса и в разгар дела врачей попал за решетку, откуда вышел только после смерти Сталина, в которую долго не верил. Труднодоступность его сочинений словно говорила о том, что мучеником оказался не только композитор, но и его наследие.

Ситуация начала меняться в год 85-летия со дня рождения Вайнберга, когда стали появляться новые записи его сочинений. Сегодня их играют по всему свету исполнители такого уровня, как Гидон Кремер, Марта Аргерих, Андраш Шифф. Прорывом стала мировая премьера «Пассажирки» в концертном исполнении в Московском Доме музыки (2006). В основу оперы легла повесть пережившей Освенцим Зофьи Посмыш, посвященная встрече выжившей узницы Марты и бывшей надзирательницы Лизы. Лиза скрывает прошлое и боится, как бы Марта не узнала ее. Случайно встретившись на пароходе, обе вспоминают дни, когда судьба свела их, и вальс, с которого начинался каждый день в аду. Когда же Лиза наконец перестает бояться разоблачения, по заказу Марты играют тот самый вальс. За ним следует кульминационная сцена — концерт в лагере, где возлюбленный Марты, скрипач, вместо любимого вальса коменданта играет чакону Баха. Скрипки исполняют ее в унисон, присоединяются литавры и медь, оркестр резко обрывает Баха. Концерт окончен.

P.S.

http://jenya444.livejournal.com/428524.html

http://jenya444.livejournal.com/301463.html

http://jenya444.livejournal.com/433480.html
Subscribe

  • watching prayatna

    Распознаватель голоса записывает текст на английском, оригинал гласит: очень приятно, позитивно. Понятное дело, позитивно, Карлсен пожертвовал…

  • Где я? Девушка, девушка! Где я?

    Приняли мою статью в журнал стат. физики, читаю гранки. Последняя строчка статьи (уже после списка литературы) вписана издательством. Она гласит:…

  • Высокие, высокие отношения

    В Америке летом жарко. Чтобы жарко не было дома, придумали кондиционер. По ряду физических и технических причин кондиционирование происходит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • watching prayatna

    Распознаватель голоса записывает текст на английском, оригинал гласит: очень приятно, позитивно. Понятное дело, позитивно, Карлсен пожертвовал…

  • Где я? Девушка, девушка! Где я?

    Приняли мою статью в журнал стат. физики, читаю гранки. Последняя строчка статьи (уже после списка литературы) вписана издательством. Она гласит:…

  • Высокие, высокие отношения

    В Америке летом жарко. Чтобы жарко не было дома, придумали кондиционер. По ряду физических и технических причин кондиционирование происходит…