Женя (jenya444) wrote,
Женя
jenya444

Category:

альтернативно интересная нота

Из интервью с дирижёром Кириллом Петренко про отличия работы с оркестрами на Западе и в России.

<...> к примеру, сыграл гобой фальшивую ноту — ну, бывает, на репетиции случается. В России ты скажешь гобоисту: «Простите, вы какую ноту там сыграли? Исправьте, пожалуйста». На Западе эта ситуация требует другого диалога: «Мне очень нравится ваш вариант, он безусловно интересный, но, мне кажется, что, возможно, композитор имел несколько другое в виду». Переучиваться в этом приходилось.

Безусловно, дисциплина. Если репетиция три часа, то репетиция три часа. Даже если это три часа и десять секунд, то ровно в три часа люди встанут и уйдут, несмотря на то, что осталось доиграть пятнадцать тактов до конца сочинения. При этом они не испытывают никакого негатива, просто это порядок. Во многом, мне кажется, это связано с культурой платных стоянок.

В то же время, если репетиция начинается в десять часов, то в десять часов все на сцене. Здесь в Москве все жалуются на пробки. На Западе есть города, в которых ситуация не намного проще. Но музыкант не считает возможным опоздать.

Есть еще одна вещь — это, кстати, совет для совсем молодых начинающих дирижеров. На Западе невозможно «я». Возможно «мы». В России все ожидают «я». «Я хочу, чтобы вы сыграли это вот так. Я вас прошу, сыграйте». На Западе эта же фраза будет выглядеть так: «Давайте мы попробуем сыграть вот так». Мы все коллеги, а не я дирижер и вы мои вассалы-подчиненные. Мы все делаем одно дело, мы все в одной лодке
. <...>

Мне кажется, дело не только в России и Западе, ещё и время изменилось. И возможно на Западе изменения прошли быстрее, но до того - сложно себе представить Караяна, говорящего про интересную неверную ноту.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments