Женя (jenya444) wrote,
Женя
jenya444

Categories:

под чуждым небосводом

Оказывается, эпиграф к "Реквиему" взят из стихотворения 1961 года,

Так не зря мы вместе бедовали,
Даже без надежды раз вздохнуть -
Присягнули - проголосовали
И спокойно продолжали путь.

Не за то, что чистой я осталась,
Вместе с вами я в ногах валялась
У кровавой куклы палача.

Нет, и не под чуждым небосводом
И не под защитой чуждых крыл -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

1961

<...> Идея взять эпиграфом к «Реквиему» эти четыре строки из другого, тогда еще не напечатанного стихотворения («Так не зря мы вместе бедовали…», 1961) принадлежала Льву Копелеву, навестившему Ахматову в начале декабря 1962 г. у Ники Глен, «которому она это стихотворение прочла, и Ахматова в ту же минуту согласилась». Таким образом, эпиграф — не только самый «молодой» текст всего цикла, но и своего рода финальный аккорд в отношениях Ахматовой с эмиграцией. Если сам «Реквием» служил пощечиной сталинизму, то эпиграф к нему — ударом едва ли не меньшей силы по самосознанию тех, кто в разное время и при разных обстоятельствах оказался «под чуждым небосводом» <...>

https://www.colta.ru/articles/literature/21637-rekviem-ahmatovoy-v-tamizdate-56-pisem

Безотносительно Ахматовой а только на тему "под чуждым небосводом". Смотрел первые минут двадцать фильма "Мнения сторон" Иштвана Сабо про дирижёра Фуртвенглера и его поведение в нацистский период в Германии. Главный герой, некий американский майор, довольно неприятный тип, требует от Фуртвенглера ответов на неудобные вопросы. Почему тот не эмигрировал, когда нацисты пришли к власти? Почему давал концерты в рамках празднования дня рождения Гитлера и съезда нацистской партии? Почему крупнейший дирижёр Германии пошёл на сотрудничество с режимом? Фуртвенглер оправдывается тем, что считал необходимым сохранить немецкую культуру и помочь своими исполнениями немцам, находившимся под гнётом тоталитарного режима. Симпатии режиссёра фильма явно на стороне Фуртвенглера.

Что касается первых двадцати минут, то этот американский майор вместе с дочерью немецкого офицера - участника заговора против Гитлера - собирают факты. Опрашивают музыкантов Берлинского филармонического оркестра. Эти музыканты один за другим задают девушке вопрос: не родственница ли она тому офицеру - участнику заговора против Гитлера? Она отвечает, что это её отец. Тогда каждый музыкант говорит: это большая честь для меня быть знакомым с вами, фрау, герр такой-то был большой немецкий патриот. Это всё очень трогательно, но хочется спросить "кто написал четыре миллиона доносов"?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments