Женя (jenya444) wrote,
Женя
jenya444

Categories:

Гиршман и МХАТовские капустники

Понятно, что всё это ерунда.
Но согласись, что ерунда красивая


К.ЛАРИНА: Посиделки, актерские посиделки, да?
И.ШУМАНОВА: Нет, это специальные вечера такие пародийные, веселые, когда актеры сами придумывают тексты и номера.
К.ЛАРИНА: Это понятно. А тему капустника надо.
И.ШУМАНОВА: Дело в том, что Генриетта Леопольдовна Гиршман устраивала для актеров Московского Художественного театра каждый год благотворительные обеды, второго февраля. А они, в свою очередь, приглашали ее вот на свои вечера, после которых она опять устраивала ужин уже. Но происходило это все во время Великого поста, когда основной пищей была капуста.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Постные пироги с капустой.
И.ШУМАНОВА: И отсюда пошло название. То есть, не оттого, что формально эти вечера актерские являются такой сборной солянкой номеров, как многие думали, а вот оттого, что они происходили на пост.
К.ЛАРИНА: От конкретных пирогов с капустой.
И.ШУМАНОВА: От конкретных пирогов с капустой, которые и исполняла Генриетта Леопольдовна Гиршман.

В целом все детали верны, вот разве что



пироги с капустой не упомянуты
Дружила семья Гиршманов и с Московским Художественным театром. Генриетта Леопольдовна с Владимиром Осиповичем устраивали для артистов МХТ вечера, ежегодно, на двунадесятый праздник — 2 февраля, когда все были свободны. Артисты приходили группами, устраивали шуточные спевки с И.М.Москвиным, читали литературные произведения, с увлечением танцевали, — «завершался вечер веселым ужином». В свою очередь актеры МХТ приглашали Гиршманов во время поста на «капустник», где все артисты во главе с Константином Сергеевичем Станиславским импровизировали целую программу и «с большим увлечением веселили» их.

Первым капустником во МХАТе встретили новый 1902-й год. Что касается Гиршман (в девичестве - Леон), - она родилась в 1885 году в Петербурге, получила музыкальное образование (мать - пианистка, тут уж никуда не денешься), училась живописи (у родителей была коллекция картин). Два года изучала языки, музыку и живопись в Дрездене, потом поступила в художественную студию Осипа Браза. Это всё к 18 годам, - а в 1903-м Генриетта вышла замуж за купца первой гильдии Владимира Осиповича Гиршмана и переехала в Москву. Так что испечь пироги с капустой на первый МХАТовский капустник у Гиршман (тогда ещё Леон) не было никакой возможности. Капустники проводились в МХАТе в 1902, 1903, 1908 годах, а 8 марта 1910 года был дан первый платный капустник, средства от него пошли в пользу особо нуждавшихся актёров театра. Вот из письма художника Сомова

Сомов - Михайловой, 9 марта 1910, Москва

<...> Вчера вернулся с “капустника” в 5 ч. утра, вечер начался около 10 часов. Было всего очень много и милого и смешного. Сначала первый акт “Прекрасной Елены” с Книппер в роли Елены, со множеством вставок и острот местного театрального, их собственного характера. Этот акт прошел так себе. Потом было отделение дивертисмента: танец апаш, пение русской песни Плевицкой1, великолепного таланта, от которой я остался в восторге. Она бывшая послушница. От ее пения веет русской стариной, романом Печерского, лицо у нее старинно русское. Балет в одном действии, соч. Коли Званцева, нечто вроде Вампуки, с идиотским сюжетом, музыка связана из самого неожиданного: упражнение из Kehlfertigkeit (для беглости голоса — по-немецки) (неразб.) переходит в увертюру “Тангейзера”, чтобы тотчас измениться в танец Цыбульки и т. п.

Переодетые в юбки толстые актеры в танцовщиц, например, Грибунин (игравший доктора в “Месяце в деревне”), глупые па и прыжки. Пушка, из которой стреляют засунутым в нее актером со сцены в галерею, очень забавный трюк с бесконечными глупыми объяснениями актера Балиева4. Сестры Париссон — Москвин, Лужский и еще два актера в костюмах bebe (однако! неужели вправду? прим. jenya444) комическое дефилирование всех пьес их репертуара. Последнее отделение — цирк с декорацией и нарисованной на ней публикой: Берейтор — Станиславский, Лошадь — Вишневский, Клоун — очень остроумный Балиев. Семья акробатов — Уралов, Москвин в зеленом трико с громадными грудями, белой прической и невозможно неприличной улыбкой — проделывала разную чепуху с гирями. Укротительница змей и зверей — частью чучел, частью переодетых в шкуры актеров,— одетая в мужской гусарский костюм и белый парик, — все тот же Москвин. Его в конце концов поедают звери — сваливают, чучела падают на него, из-за решетки в зверей стреляют пистолетами — очень смешно.

Все кончается громадной кавалькадой всей труппы — амазоны и амазонки, приделанные к талии картонные лошади с налепленными крошечными ногами — Кпиппер, Коренева, Качалов и др., человек 20. И в зале происходила чепуха и развлечения.(Служили в красных смокингах, белых передниках метрдотели: Вишневский, Леонидов и другие актеры труппы.) Зало было обращено в кабаре, мы с Гиршманами сидели за отличным столиком и все великолепно видели. Сбор в пользу фонда артистов их театра великолепный, говорят, тысяч 30 чистого дохода. <...>

Генриетта Гиршман считалась первой красавицей Москвы и Петербурга, её писали многие художники, например, Серов. Про неё хочется рассказать отдельно, а пока покажу только портрет Сомова 1910-1911 годов. Портрет хранится в Приморской картинной галерее (Владивосток) и, хотя во Владивостоке тоже люди живут, да и три года назад портрет приезжал в Третьяковскую галерею на выставку "Золотая карта России", найти нормальную репродукцию было чрезвычайно сложно. Если у кого вдруг есть фотография картины, сообщите :)

girshman_somov1911n

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments