Женя (jenya444) wrote,
Женя
jenya444

Category:

Сальери против любимца Бога (amare + deus)

От Бродского с Кушнером к Моцарту и Сальери :)

Никаких параллелей, просто вчера в Энн Арборе показывали фильм Формана "Амадей" по пьесе Шеффера с живым оркестром. Фильм полон пушкинских идей, Форман их развивает и местами утрирует (доводя почти до абсурда). Ниже некоторые достаточно сумбурные впечатления.

У Формана Сальери - богоборец, в какой-то момент он даже кидает распятие в огонь. Он решает, что Бог специально создаёт прекрасную музыку через Моцарта, чтобы посмеяться над его, Сальери, посредственностью. "Всё, чего я когда-либо хотел - это просто петь Господу. Он дал мне желание этого, которое живёт, словно жажда в моём теле, но отказал мне в таланте. Почему?!"

И у Пушкина Сальери произносит знаменитое "Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше"

и далее

"Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений - не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан"

У Формана Моцарт - инфантильный пошляк, бабник и вульгарный выпивоха (сам о себе он говорит: я вульгарен, я, - но не моя музыка). И у Пушкина - безумец, гуляка праздный.

У Пушкина Сальери тонко чувствует музыку и боготворит гений Моцарта

"Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я"

У Формана та же идея; Сальери возможно единственный человек в Вене, который следит за каждой новой пьесой Моцарта, не пропускает ни одной постановки, с благоговением берёт в руки его ноты. Такое глубокое понимание музыки, такая способность чувствовать - тоже дар и немалый.



Есть и несколько новых идей.

Первая возникает в фильме в сцене обсуждения при дворе оперы "Свадьба Фигаро". Идея связи жизни с творчеством, вот эта моцартианская раскрепощённость, естественность, лёгкость и непринуждённость противопоставляется упорядоченной жизни Сальери при дворе, строгий регламент, незыблемые ритуалы, и оперы у него такие же серьёзные и помпезные. Почти "поверил алгеброй гармонию", но показано через жизнь.

Вторая - Моцарт невероятный труженник. Нам много раз показывают его за работой, много раз говорят, что он пишет не переставая. За время фильма он сочинил немыслимое количество произведений. По контрасту, произведений Сальери показано всего два: марш к прибытию Моцарта во дворец и одна опера. Отношение Моцарта к музыке в каком-то смысле фанатичное, у него нет работы при дворе, у него нет учеников, он только сочиняет.

Ещё одно наблюдение Формана/Шеффера про роль отца (он умер в мае 1787) и его преломление в опере Дон Жуан (премьера в октябре 1787) в виде статуи командора; это, конечно, любопытно. Не знаю, отмечали ли это до Шеффера, вполне может быть.

И, наконец, сильно усложнилась роль Сальери в смерти Моцарта. У Пушкина он его тривиально травит. У Формана Сальери был дьявольски тонок и хитёр. Он хотел убить Моцарта работой над реквиемом и присвоить себе эту гениальную музыку. И далее будут пышные похороны, и будут играть реквием Сальери по умершему другу. Так Сальери хотел обмануть Бога, но высшие силы обмануть тяжело, и Моцарт умер до того, как реквием был закончен (да и жена мешалась).

Сальери ощущает себя лузером и посредственностью. Даже духовным лидером всех посредственностей, как мы видим из последней сцены. И высшие силы над ним смеются, раздаётся это пошлое гоготание Моцарта. Не знаю, что на эту тему думал Форман, но мне (зрителю) Сальери отнюдь не кажется посредственностью. И финал его оперы производит впечатление, и то, что вряд ли кто-нибудь ещё мог так всю ночь работать с Моцартом над музыкой, он не сразу, но довольно быстро все схватывал и записывал. А вот дьяволом не вышло стать, это да.
Subscribe

  • И от судеб защиты нет

    Сюжетная линия Микаэлы и Хозе из оперы "Кармен" напоминает историю про Герду и Кая. Кай был заколдован Снежной Королевой, льдинка попала…

  • В деревню, в глушь, в Саратов!

    Из воспоминаний о Марине Ефимовой У Марины всегда была любовь. Она хотела влюбляться в жизнь, в людей, в явления. И влюблялась. Во всем искала не…

  • Яндекс

    via dyrbulschir «Илья не создавал дистанции между собой и окружающими, — рассказывает Роман Иванов, руководитель десктопной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments