Женя (jenya444) wrote,
Женя
jenya444

Categories:

Болеро Равеля





Оказывается, Равель написал свое "Болеро" по заказу Иды Рубинштейн! Премьера балета была в 20го (по другим источникам 22го) ноября 1928 года в Париже. Говорят, был полный триумф. Вот как это описывают очевидцы:

«Слабо освещенная комната в испанской таверне; вдоль стен, в темноте, за столами беседуют гуляки; посреди комнаты большой стол, на нем танцовщица начинает танец… Гуляки не обращают на нее внимания, но постепенно начинают прислушиваться, оживляются. Их все больше захватывает наваждение ритма; они поднимаются со своих мест, приближаются к столу; необычайно возбужденные, они окружают танцовщицу, которая с триумфом заканчивает выступление. В тот вечер 1928 года мы сами чувствовали себя этими гуляками. Сначала мы не понимали, что же происходит, и только потом осознали…»

Еще о том же: (здесь - с иллюстрациями):

В 1928 году Ида решилась устроить балетную антрепризу. Было снято помещение парижской Гранд-Опера, наняты танцовщики. От Дягилева удалось переманить несколько лучших сотрудников: Александра Бенуа, танцовщика Леонида Мясина, балетмейстра Брониславу Нижинскую – сестру знаменитого Вацлава Нижинского, первую женщину-хореографа... Специально для труппы Иды Рубинштейн Игорь Стравинский написал балет «Поцелуй феи». Но главной удачей молодой труппы были балеты на музыку Мориса Равеля – «Вальс» и «Болеро». Равель начал работать для балета еще в 1909 году, сотрудничая с Дягилевым. В 1912 году он написал для дягилевской труппы балет «Дафнис и Хлоя». Ида заказала ему для премьеры своей труппы экзотическую композицию на испанские темы – и Равель написал для нее «Болеро». Премьера состоялась 22 ноября 1928 года. Хореографом была Бронислава Нижинская; декорации выполнил Александр Бенуа. Сцена представляла собой таверну в Барселоне, где на огромном столе танцевала Ида, за которой следовали восемнадцать молодых танцовщиц, а вокруг теснились возбужденные мужчины.

Теперь становится очевидным, что балет Бежара с Плисецкой появился не на пустом месте - Нижинская и Рубинштейн были первыми!


Заболоцкий, "Болеро"

Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный -
Напев волынки скудный и печальный
И эта пляска медленных крестьян...
Испания! Я вновь тобою пьян!
Цветок мечты возвышенной взлелеяв,
Опять твой образ предо мной горит
За отдаленной гранью Пиренеев!
Увы, замолк истерзанный Мадрид,
Весь в отголосках пролетевшей бури,
И нету с ним Долорес Ибаррури!
Но жив народ и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец.
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, болеро, священный танец боя!
 

Subscribe

  • Им эйн ани ли, ми ли?

    Помните историю про композитора Брайта Шенга, профессора музыкальной композиции, имевшего неосторожность показать на лекции фильм "Отелло"…

  • Заболоцкий в "Служебном романе"

    Не так давно в сообществе обсуждалась любовь Рязанова к Модильяни, его (Модильяни) картины мелькали в фильмах "Зигзаг удачи" и…

  • Кто тебя победил никто

    Документальный фильм Любови Аркус снимался много лет и вышел к юбилею Аллы Демидовой. Он не просто показывает актёрскую судьбу Аллы Сергеевны, её…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Им эйн ани ли, ми ли?

    Помните историю про композитора Брайта Шенга, профессора музыкальной композиции, имевшего неосторожность показать на лекции фильм "Отелло"…

  • Заболоцкий в "Служебном романе"

    Не так давно в сообществе обсуждалась любовь Рязанова к Модильяни, его (Модильяни) картины мелькали в фильмах "Зигзаг удачи" и…

  • Кто тебя победил никто

    Документальный фильм Любови Аркус снимался много лет и вышел к юбилею Аллы Демидовой. Он не просто показывает актёрскую судьбу Аллы Сергеевны, её…