Женя (jenya444) wrote,
Женя
jenya444

Category:

К 12 января

Тышлер: Михоэлс в роли короля Лира, 1964, бумага, акварель.

tyshler

Воспоминания Тышлера о Михоэлсе
https://jenya444.livejournal.com/518852.html

5 января 1948 года Сталин слушает в Большом театре оперу Вано Мурадели «Великая дружба». В результате этого 13 января в ЦК ВКП(б) проходит "Совещание деятелей советской музыки", которое открывает Жданов. В частности он резко нападает на музыку Шостаковича. В тот же день становится известно, что убит Михоэлс. Вечером прямо с этого заседания, Шостакович едет к Михоэлсам. Наталья Вовси-Михоэлс вспоминает: "В какой-то момент меня окликнули, и я увидела Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и подошла к нему. Возле него стоял мой муж, молодой композитор М. Вайнберг. Дмитрий Дмитриевич молча обнял нас, подвел к книжному шкафу и с несвойственной ему медлительностью, тихо и внятно произнес: "Я ему завидую". Больше он не сказал ни слова, только долго недвижно стоял спиной ко всем, крепко обняв нас за плечи".
https://jenya444.livejournal.com/433480.html

Из воспоминаний Наталии Вовси-Михоэлс и Лилианны Лунгиной
https://jenya444.livejournal.com/197438.html

Александр Галич:

Я увидел другое, прекрасное в своем трагическом уродстве, залитое слезами лицо великого мудреца и актера Соломона Михайловича Михоэлса. В своем театральном кабинете за день до отъезда в Минск, где его убили, Соломон Михайлович показывал мне полученные им из Польши материалы, документы и фотографии - о восстании в Варшавском гетто. ...Всхлипывая, он все перекладывал и перекладывал эти бумажки и фотографии на своем огромном столе, все перекладывал и перекладывал их с места на место, словно пытаясь найти какую-то ведомую только ему горестную гармонию.

Прощаясь, он задержал мою руку и тихо спросил:
- Ты не забудешь? Я покачал головой.
- Не забывай, - настойчиво сказал Михоэлс, - никогда не забывай!
Я не забыл, Соломон Михайлович!

...Уходит наш поезд в Освенцим,
Наш поезд уходит в Освенцим
Сегодня и ежедневно!

...Я стоял в дверях небольшого зала, где происходило очередное заседание еврейской секции Московского отделения Союза писателей (существовала когда-то такая секция!). После гибели Михоэлса я почемуто вбил себе в голову, что непременно - хоть и не знал даже языка - должен принять участие в работе этой секции. Я явился принаряженный, при галстуке (часть мужского туалета, которую я всю жизнь ненавижу лютой ненавистью), и где-то в глубине души чувствовал себя немножко героем, хотя и пытался не признаваться в этом даже себе самому. И вдруг Маркиш, сидевший на председательском месте, увидел меня. Он нахмурился, как-то странно выпятил губы, прищурил глаза. Потом он резко встал, крупными шагами прошел через весь зал, остановился передо мною и проговорил нарочито громко и грубо:

- А вам что здесь надо? Вы зачем сюда явились? А ну-ка, убирайтесь отсюда вон! Вы здесь чужой, убирайтесь!..

Я опешил. Я ничего не мог понять. Еще накануне при встрече со мной Маркиш был приветлив, почти нежен. Что же случилось? Я повернулся и вышел из зала, изо всех сил стараясь удержать слезы огорчения и обиды. Недели через две почти все члены еврейской секции были арестованы, многие - и среди них Маркиш - физически уничтожены, а сама секция навсегда прекратила свое существование. И теперь я знаю, что Маркиш - в ту секунду, когда он громогласно назвал меня "чужим" и выгнал с заседания, - просто спасал мне, мальчишке, жизнь. Я этого не забыл. Перец, я этого никогда не забуду!




Я, наверное, уже писал, что прадед на еврейскую Пасху напевал мелодии (10-15 мотивов), которые я запомнил и сам раз в год исполняю. За редким исключением, этих мелодий я больше нигде не слышал. Некоторое время назад оказалось, что обработку одной из этих мелодий поет Михоэлс в спектакле "Дос гройсе гевинс" ("Большой выигрыш" или "200 000") по Шолом-Алейхему, спектакле 20х-30х годов. Эта трагическая мелодия должна резко переходить в сумасшедший весёлый танец,
тарадарадам- тарадам-тарада-та
тара-тара-там-тарарарамтам
но этого Михоэлс уже не поёт.

Subscribe

  • Им эйн ани ли, ми ли?

    Помните историю про композитора Брайта Шенга, профессора музыкальной композиции, имевшего неосторожность показать на лекции фильм "Отелло"…

  • Заболоцкий в "Служебном романе"

    Не так давно в сообществе обсуждалась любовь Рязанова к Модильяни, его (Модильяни) картины мелькали в фильмах "Зигзаг удачи" и…

  • Кто тебя победил никто

    Документальный фильм Любови Аркус снимался много лет и вышел к юбилею Аллы Демидовой. Он не просто показывает актёрскую судьбу Аллы Сергеевны, её…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments