Женя (jenya444) wrote,
Женя
jenya444

Category:

Все стало на свои места, едва сыграли Баха

Из книжки Алилуевой:

"Каганович, между тем, пытался интересоваться искусством. Один его родственник был скрипач, и поэтому дети водили его иногда на концерты. Однажды на концерте Иегуди Менухина в Москве я была в той же ложе. Концерт был настоящим праздником искусства; Менухин и Ойстрах играли концерт для двух скрипок Баха. Это был необыкновенно гармоничный ансамбль. Вдруг Каганович, повернувшись ко мне и подмигнув, произнес: — «А ведь наш-то забивает американца!» Для него это было состязание, как скачки".

Менухин приезжал в Москву в ноябре 1945. Пишут так: "Его выступления совместно с Львом Обориным в сонатном ансамбле, с Давидом Ойстрахом («двойной» концерт Баха), исполнения скрипичных миниатюр с пианистом Абрамом Макаровым, концерта Бетховена с дирижером Александром Орловым были горячо приняты московской публикой". Не знаю, сохранилась ли запись 1945 года - её нет даже на серии из шести дисков "Менухин в Москве", пдф, - но самая знаменитая запись концерта сделана 24 октября 1958 года в Париже (камерный оркестр радио и телевидения Франции, дирижер Пьер Кандевель). С днём рождения Баха!



Артур Штильман про приезд Менухина в Москву в 1945


"Он играл в Москве с оркестром Концерты Бетховена, Брамса, и Концерт для двух скрипок с оркестром Баха с Давидом Ойстрахом, который, по свидетельству очевидцев, сильно нервничал, так как брал на себя ответственность "представлять советское искусство" - понятие хорошо знакомое в то время и совершенно неестественное там, где имело место совместное музицирование, а не "соревнование двух систем". Однако атмосфера была дружественной и искренней.
     В тот первый приезд Менухина мне довелось услышать его выступление в сонатном вечере с пианистом Львом Обориным. Изумительный ансамбль, сложившийся лишь за несколько дней, дал поразительный результат: "беседа" двух музыкантов, "говоривших" об одном и том же, но совершенно по-разному, обогатила представление слушателей о произведениях хорошо знакомых, но как бы заново услышанных. Необыкновенный голос скрипки Менухина полностью заполнял огромное пространство Большого Зала Консерватории. Лев Оборин был замечательным, тонким ансамблистом и достойным партнёром Менухина.
     Прослушивая записи, сделанные тогда во время концертов Менухина удивляешься какой-то вялой реакции московской публики. Сегодня совершенно ясно, что в большинстве своём публика и даже многие музыканты-профессионалы в 1945 году не поняли искусства Менухина. Как это вообще могло произойти?
     Забегая вперёд, надо отметить, что во второй приезд в СССР в 1962 году, выступления Менухина вызвали абсолютно другую реакцию. Пришло новое поколение, уже ощутившее и понявшее настоятельную необходимость сближения с искусством Запада, познания опыта развития музыкального исполнительства, стилей и многого другого, о чём раньше даже не задумывались.
     Вероятно тогда, в 1945 году, от Менухина ожидали привычной эстрадной бравурности и лишь обычного виртуозного начала. Он же предложил слушателям нечто иное, к чему публика, уставшая от войны и других потрясений советской жизни, была просто не готова".


Subscribe

  • За нашу и вашу победу

    Шёл домой от остановки иерусалимского трамвая. Прошёл угол улицы Бар Кохба и Партизанской.

  • их нравы

    На севере Израиля в долине Хула аисты устраиваются на ночлег на соснах и елях. Видели вблизи, как садился на дерево один такой птеродактиль. Видели,…

  • внимание к деталям

    Штирлиц брёл по улицам тихого немецкого городка. Голос за кадром: "Ничто не выдавало в нём советского разведчика — разве что волочившийся…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • За нашу и вашу победу

    Шёл домой от остановки иерусалимского трамвая. Прошёл угол улицы Бар Кохба и Партизанской.

  • их нравы

    На севере Израиля в долине Хула аисты устраиваются на ночлег на соснах и елях. Видели вблизи, как садился на дерево один такой птеродактиль. Видели,…

  • внимание к деталям

    Штирлиц брёл по улицам тихого немецкого городка. Голос за кадром: "Ничто не выдавало в нём советского разведчика — разве что волочившийся…