Женя (jenya444) wrote,
Женя
jenya444

Category:

Онегин

Смотрел вчера "Онегина" до двух ночи, второй раз и опять понравилось. Любопытно, что пара Онегин - Татьяна исполнялась теми же актёрами, которые играли Вершинина и Машу в Кулябинском спектакле "Три сестры". И Татьяна, и Маша - это такие угловатые девушки, раздираемые внутренними страстями. Маша рвётся в Москву из своего захолустного городка, но не получается; Татьяна из деревни как раз в Москву уезжает (как много в этом звуке), но несчастливы обе.

Была ещё одна симпатичная перекличка с тем же Кулябинским спектаклем. Гости на именинах Татьяны поздравляют её своими простенькими виршами, которые оказываются ярко бестактными, чего кроме Татьяны и Онегина никто не понимает. Скажем, такой тост:

Любовь нечаянно нагрянет
Когда её совсем не ждёшь
И в этот вечер именинный
Ты жениха себе найдёшь

В спектакле Татьяна в какой-то момент убегает в истерике, на фоне цитируются строки

слезы из очей
Хотят уж капать; уж готова
Бедняжка в обморок упасть;

и

Траги-нервических явлений,
Девичьих обмороков, слез
Давно терпеть не мог Евгений:
Довольно их он перенес.

А Чебутыкин весь вечер подтрунивал над Наташей

Чебутыкин. Для любви одной природа нас на свет произвела. (Смеется.)
Андрей (сердито). Перестаньте, господа! Не надоело вам.

и позже

Кулыгин. Если тринадцать за столом, то, значит, есть тут влюбленные. Уж не вы ли, Иван Романович, чего доброго…

Смех.

Чебутыкин. Я старый грешник, а вот отчего Наталья Ивановна сконфузилась, решительно понять не могу.

Громкий смех; Наташа выбегает из залы в гостиную, за ней Андрей.

Кое-что в спектакле взято из одноимённого балета Эйфмана, видно, что Кулябин его смотрел. Молодой энергичный Ленский это такой ценитель современной струи в музыке, а скучающий Онегин всё танцевал на балах под немецкую музыку двадцатых годов. Да и в деревне тоже "хандра ждала его на страже". В своём деревенском доме Онегин ставит новые и новые пластинки, а там всё та же надоевшая мелодия. Основное же отличие в трактовке Онегина состоит в том, что Кулябин не показывает преображение главного героя. Нет сцены на балу, долгой зимы метаний и страданий, писем; из сцены у Татьяны дома осталась секунд сорок: Онегин входит, они молча смотрят друг на друга, и Татьяна уходит. В концовке балета Эйфмана Онегин это единственный персонаж с человеческими чувствами. А Кулябину герой не интересен, он остановился на идее "уж не пародия ли он". И Пушкину по словам Кулябина этот герой тоже перестал быть интересен, иначе он не оборвал бы роман на самом (казалось бы) пикантном месте. В конце макет Онегина рассыпается на листочки примерно как облетает дерево, полностью теряя свои черты. Онегин уходит в забвение, был и нету.

onegin_finale
Subscribe

  • Тонкости перевода (не для фейсбука)

    Тут фейсбук начал банить за плохие слова. Они банят как тех, кто говорит плохие слова, так и тех, кто говорит, какие плохие слова нельзя говорить. А…

  • Дачное

    Весь день моросит дождь, и ты лежишь на кровати и читаешь "Необыкновенные приключения экспедиции Барсака".

  • Старый пост о главном

    Живой журнал присылает мне по емейлу ссылки на мои же старые посты. Ну чтобы я лучше помнил своё творчество, перечитывал и восхищался. Сегодня пришёл…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments