Женя (jenya444) wrote,
Женя
jenya444

Categories:

Чайка

Я видел три хороших "Дяди Вани": фильм Кончаловского, спектакль Додина и спектакль театра Вахтангова (один живьём, второй - в трансляции в кинотеатре). У меня есть запись хорошей телепостановки "Вишнёвого сада" Иосифа Хейфеца. Видел и недавние сногсшибательные "Три сестры" Кулябина. А вот с "Чайкой" мне не везло, раза три-четыре начинал что-нибудь смотреть, и меня хватало минут на пятнадцать: плохую игру долго терпеть сложно. Но на днях Ю.А. нашла ленкомовский спектакль, и мы с удовольствием его посмотрели. Спектакль поставлен в 1994 году и шёл лет пятнадцать, в 2005 была снята телепостановка, именно она и осталась для вечности. В ролях: Аркадина — Чурикова; Треплёв — Д. Певцов; Сорин — Ю. Колычев; Нина Заречная — Захарова; Тригорин — Янковский; Шамраев — Б. Чунаев; Полина Андреевна — М. Струнова; Маша — И. Пиварс; Дорн — Броневой; Медведенко — И. Агапов. Интересно было бы посмотреть на этих актёров лет на десять пораньше, но и за эту запись надо сказать спасибо. Рецензия Арлекина не даёт полного представления о спектакле, она написана для тех, кто в курсе всех предыдущих версий.



Потом я прочитал Минкина ("Яйца Чайки"), у него есть интересные идеи, но общий тон, как обычно, неприятен. Он обратил моё внимание на то, что многие реплики и мысли созвучны Мопассану или просто взяты у него (на столе лежит книжка "На воде") и на параллели с Шекспиром (Треплев - Гамлет, Аркадина - Гертруда). Местами Минкин слегка передёргивает, скажем, он даёт понять, что сын давно хотел вмазать матери фразой "И для чего ж ты поддалась пороку, любви искала в бездне преступленья?", а это ответная реплика Гамлета, Треплев просто продолжил шекспировский текст в переводе Полевого



Аркадина (сыну). Мой милый сын, когда же начало?
Треплев. Через минуту. Прошу терпения.
Аркадина (читает из «Гамлета»). «Мой сын! Ты очи обратил мне внутрь души, и я увидела ее в таких кровавых, в таких смертельных язвах — нет спасенья!»
Треплев (из «Гамлета»). «И для чего ж ты поддалась пороку, любви искала в бездне преступленья?»
За эстрадой играют в рожок.
Господа, начало! Прошу внимания!

Gamlet_chajka

Что касается спектакля, то я бы трактовал увиденное так. Те строки из пьесы Треплева действительно талантливы (потом он начал писать больше и по-другому, начал публиковаться, но "что-то главное пропало", он это осознаёт, и это одна из главных причин самоубийства) и в конце и Заречная, и Аркадина это понимают.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments