Женя (jenya444) wrote,
Женя
jenya444

Categories:

Vigée-Lebrun - пост второй

Продолжаем разговор :)

Помотавшись по Европам, Виже-Лебрен приехала с дочкой в Россию в 1795м и прожила там без малого шесть лет, пользовалась большой популярностью, была принята в члены Императорской Академии художеств. Она перезнакомилась со всем высшим светом, - кого Виже-Лебрен только не рисовала! Императрицу Марию Федоровну, императрицу Елизавету Алексеевну, дочерей императора Павла I (великие княгини Александра Павловна и Елена Павловна), разнообразных князьев и графинь. В Петербурге жила на Дворцовой площади. Говорят, брала за портреты по 3 - 4 тысячи рублей, что чрезвычайно много по тем временам. Была на ножах с Екатериной II. Вот милые подробности:

В своих воспоминаниях сама художница подчеркивала:
«Зубов меня не любил. Его недоброжелательство ко мне проявилось и в другом случае: меня посещали буквально толпы желающих посмотреть как на портрет великих княжон, так и на прочие мои работы. Поскольку я не хотела из-за этого терять время, я назначила воскресное утро для посещения моей мастерской, так как я всегда это делала во всех странах, в которых жила... Зубов, который определенно не мог понять, что люди посещают художника для того, чтобы видеть картины, сказал в один прекрасный день императрице: «Посмотри, государыня, у г-жи Лебрен тоже свой двор, вероятно, у нее назначаются свидания...» 

Сама императрица сообщала в Париж одному из своих друзей:
«Приехала сюда г-жа Лебрен. Она претендует на то, чтобы считаться ученицей Анжелики Кауфман... Последовательница Анжелики ради первой пробы начинает писать великих княжон Александру и Елену... Г-жа Виже-Лебрен заставляет обеих скорчиться на диване, сворачивает шею младшей, придает обеим вид мопсов, греющихся на солнце... Одним словом, не хватает не только сходства, но обе сестры так обезображены, что есть люди, которые не могут разобрать, которая старшая, а которая младшая. Сторонники г-жи Виже-Лебрен превозносят все это до небес, но, по-моему, это очень плохо... Нужно было просто копировать госпожу Природу, а не выдумывать обезьяньи ужимки...»



Портрет дочерей императора Павла I, великих княжон Александры и Елены. 1796 г.

Художница упомянута в "Пиковой даме" Пушкина (вот тут разбирается, чьи это могут быть портреты - просто поразительно, сколько знакомых Пушкина она нарисовала): 

<...>Легким и твердым шагом Германн прошел мимо его. Зала и гостиная были темны. Лампа слабо освещала их из передней. Германн вошел в спальню. Перед кивотом, наполненным старинными образами, теплилась золотая лампада. Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками, с сошедшей позолотою, стояли в печальной симетрии около стен, обитых китайскими обоями. На стене висели два портрета, писанные в Париже М-e Lebrun. Один из них изображал мужчину лет сорока, румяного и полного, в светлозеленом мундире и со звездою; другой - молодую красавицу с орлиным носом, с зачесанными висками и с розою в пудренных волосах <...>

В 1800 двадцатилетняя дочка художницы (Жюли) выскочила замуж против воли мамаши - брак оказался неудачным - а нечего, слушаться надо маму - как недавно обсуждалось у Tоплессс, родители плохого не посоветуют :). А тут еще Виже-Лебрен разрешили вернуться во Францию, с горя она из России и уехала. 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments