Женя (jenya444) wrote,
Женя
jenya444

Categories:

Нашёлся Серов

Помните деревню Затишье, где работал Левитан? Это километрах в ста к востоку от озера Селигер. А если (даже ежели) проехать ещё столько же, попадёшь в деревню Домотканово, ныне носящую гордое название Красная Новь. Там зимой 1885-1886 годов купил имение художник Дервиз, приятель Серова, женившийся на его двоюродной сестре Надежде Симонович. Серов очень любил бывать в Домотканово, писал тамошние пейзажи и портреты всех своих кузин Симонович и их детей.

https://classic-art-ru.livejournal.com/26588.html

https://jenya444.livejournal.com/102543.html

Там же Серов написал акварель "Пушкин на садовой скамье" - в качестве иллюстрации к юбилейному изданию сочинений Пушкина 1899 года. Акварель эта тоже уже мелькала в сообществе

https://classic-art-ru.livejournal.com/483392.html

К акварели был приложен следующий текст:

" ... Существует небольшой этюд маслом, изображающий аллею домоткановского парка осенью с сидящим на скамье другом Серова художником В.Д.Дервизом (1892-1893, Государственная Третьяковская галерея). По всей вероятности, Серов использовал этюд, решая портрет Пушкина. ... В то время как в этюде фигура Дервиза является лишь частью, деталью пейзажного окружения и Серов не ставит себе никаких портретных задач, в акварели «А.С.Пушкин на садовой скамье» фигура становится основным предметом изображения, раскрытию которого служит пейзаж. ... "

Сидящего на скамейке Дервиза мне тогда найти не удалось. А теперь удалось.



Serov_Derviz1

Настоящие краски более яркие

Serov_Derviz2

Возможно идея о том, что Пушкина рисовали с Дервиза пришла из воспоминаний дочки Дервиза и Симонович. Она пишет так:

" ... Серов получил заказ - изобразить Пушкина в аллее. Помню мое удивление: папа с одним из рабочих тащат зеленую садовую скамейку, которая всегда стояла у нас на нижнем балконе, и ставят ее в боковой липовой аллее. Зачем? Тоша устраивается с мольбертом и палитрой; папа садится на скамью нога на ногу и смеется; он хорошо знает, что похож на Пушкина разве что ростом, больше ничем: папа широк в плечах, коренаст, горбонос, рыжебород, кисти рук широкие, мускулистые, точно клещи или плоскогубцы. Серов добросовестно написал маленький этюд маслом - папа в аллее на зеленой скамье, с которого потом сделал изящного, острого Пушкина, с узкими нежными кистями рук, сидящего на домоткановской скамейке, в домоткановской липовой аллее. ... "

Но в этом случае датировка 1892-1893 кажется спорной.

Эту картину Серова можно посмотреть на выставке ""Маленькое" искусство больших художников" в Еврейском музее: (1), (2).

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments