Женя (jenya444) wrote,
Женя
jenya444

Category:

Муттер и Губайдулина

Вдогонку к недавнему посту. В следующее воскресенье мы все вчетвером ходили на замечательный концерт Анны Софи Муттер, которая играла с камератой Зальцбурга. Программа почти полностью состояла из скрипичных концертов Баха, включая мой любимый концерт для двух скрипок. Но поразил как раз не он, а медленные части двух других концертов, особенно второго. Я вообще довольно темпераментный человек и больше люблю аллегро (ы). Но Муттер играла так, что замирало сердце. Удивительный звук, чем-то напоминающий Башмета. Понравилось и жене, и дочке, и даже сын на вопрос ну как? ответил, "ну вроде" (сильно картавя р), что является высшей похвалой.

В фойе продавался новый диск Муттер с двумя концертами Баха и с новым произведением Губайдулиной, написанным для скрипачки. Купил, слушал уже раза три. Но про концерт Губайдулиной пока помолчу. Зато дам ссылку на отчет о сегодняшней встрече с ней - там и про это произведение тоже.

Прозвучало (конечно, в записи) её предпоследнее сочинение - концерт для скрипки с оркестром под названием "In tempus praesens" (Für Heute) - то есть "К настоящему времени". Произведение необычайной красоты и экспрессии, которое слушалось на одном дыхании (играла выдающаяся скрипачка, которой концерт и посвящен - Анна Софи Муттер). С.А. рассказала немало интересного и, как всегда, мудрого и глубокого. Поясняя смысл и название концерта, она призналась, что её давно волнует проблема времени. В жизни мы неспособны ощутить настоящее время, поскольку чувствуем лишь сам момент перехода будущего в прошлое. И только в музыке возможно почувствовать время настоящее, истинное, которое вертикально, в отличие от горизонтального земного времени: музыка ведь оперирует звуками, содержащими божественное начало и причастными к высшим материям. Искусство способно, как она сказала, "сжать время": это сжатие происхоит благодаря архитектонике произведения. В памяти слушателя остаются "узлы" (подобные каденциям), которые и выстраиваются в воображаемую пирамиду "настоящего" времени, а в воображении сжимаются до одной фигуры, длящей некое состояние в другом сущностном измерении.

 





(Фотография - отсюда).

Subscribe

  • Где я? Девушка, девушка! Где я?

    Приняли мою статью в журнал стат. физики, читаю гранки. Последняя строчка статьи (уже после списка литературы) вписана издательством. Она гласит:…

  • Высокие, высокие отношения

    В Америке летом жарко. Чтобы жарко не было дома, придумали кондиционер. По ряду физических и технических причин кондиционирование происходит…

  • Александра Костенюк

    выиграла Кубок Мира по шахматам. Уже двадцать лет назад она дошла до финала в таком же соревновании, но проиграла его китайской шахматистке и стала…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Где я? Девушка, девушка! Где я?

    Приняли мою статью в журнал стат. физики, читаю гранки. Последняя строчка статьи (уже после списка литературы) вписана издательством. Она гласит:…

  • Высокие, высокие отношения

    В Америке летом жарко. Чтобы жарко не было дома, придумали кондиционер. По ряду физических и технических причин кондиционирование происходит…

  • Александра Костенюк

    выиграла Кубок Мира по шахматам. Уже двадцать лет назад она дошла до финала в таком же соревновании, но проиграла его китайской шахматистке и стала…